Как закон охраняет наши личные сведения?
В современном мире чтобы добиться чего-либо, нужны деньги. А чтобы получить их нужно в кредитную организацию предоставить свои личные данные, т.е. приватную информацию. А так ли надёжно будут сохранены наши данные? Об этом мы и поговорим в этой статье...
Банковская тайна – это совокупность норм, которые устанавливают круг и перечень информации, круг субъектов, которые обязаны обеспечить тайну определенных сведений, а также порядок и случаи, когда такая информация может быть предоставлена.
На сегодняшний день объектами банковской тайны являются банковские счета, вклады, операции по счетам и сведения о клиенте. Данные сведения составляющие банковскую тайну, являются обязательными для сохранения доверенными институтами.
Термин банковская тайна имеет очень широкие аспекты и широкое регулирование иными законодательными актами, что вызывает постоянные споры юристов по тематике данного вопроса.
Особой разновидностью понятие банковской тайны является коммерческая тайна. Эти понятия соизмеримы и взаимно дополняют друг друга. Несмотря на это, ряд юристов не разделяют такого подхода и считают банковскую тайну всего лишь подразделом коммерческой деятельности.
В последнее время проблемы регулирования банковской тайны обострились настолько, что потребовалось вмешательство Конституционного Суда РФ, который конкретизировал правовые подходы в данной сфере, а также защитил конституционные меры прав и свобод личности при применении данного закона.
Согласно закону, сведения, которые составляют банковскую тайну, могут быть даны только самим клиентом или их представителям, а также их может затребовать бюро кредитных историй (в определенных случаях).
Однако есть ряд и других обстоятельств, когда банковская тайна может быть раскрыта. Эти случаи строго регламентируются в законодательном порядке, а также установлен перечень госорганов, которые имеют право открытия банковской тайны.
Хотя в данном вопросе также имеются разночтения, ведь КС разрешил иным госорганам запрашивать сведения, касающиеся банковской тайны, если эта информация необходима им для осуществления своей деятельности. Как видим, закон о банковской тайне начинает приобретать все более размытые черты.
В зависимости от категорий обслуживаемых клиентов банка, отличают и перечень уполномоченных органов, которые могут вторгаться в банковскую тайну. Для юридических лиц и предпринимателей такой список может оказаться чрезвычайно длинным, а вот физическим лицам стоит ожидать поблажки в данном вопросе. По большому счету, приватные лица имеют право проверить лишь суд и органы дознания.
А вот иные категории банковских клиентов должны быть готовы к тому, что их банковские счета и проводимые операции могут быть проверены не только названными органами, но и налоговыми, таможенными органами, органами МВД и еще десяткой смежных организаций.
Причем, каждое ведомство будет запрашивать информацию исходя из своей компетенции. Так, если судебные приставы будут запрашивать информацию о видах счетов, находящихся на них ценностях и движении сумм по счетам, то налоговые органы будут интересоваться правильностью уплаченных сумм налогов.
Органам предварительного следствия разрешается вторгаться в банковскую тайну лишь при наличии двух условий: возбужденного уголовного дела и согласия руководства следственного органа.
На банки и кредитные организации возлагается обязанность ответить на запросы в течение 7 дней со дня их получения.
На основании изложенного можно отметить, что вопросы сохранности сведений, нарушения банковской тайны должны быть в центре пристального внимания банковских управленцев, а каждый запрос о предоставлении сведений, должен подвергаться тщательному анализу на правомерность его подачи.